Полевой кинозал: Часть 2

Во второй серии нашего военного кинозала мы отобрали фильмы производства СССР и постсоветских республик. Тема войны и, в частности, Великой Отечественной, стала одним из краеугольных камней советской идеологии. CCCP с победой прошел через самую кровавую войну в истории человечества, что не могло не отобразиться на советской культуре, и в том числе — кинематографе.

Семнадцать мгновений весны
Бессмертная классика о ставшем легендарным образе Штирлица — разведчика в тылу врага. Кино, которое не нуждается в представлении, как и сам образ советского Джеймса Бонда: Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС.

В бой идут одни старики
Один из самых добрых и по-настоящему трогательных фильмов о Второй мировой. Ничего хорошего в войне нет, но люди пытаются что-то хорошее в войну привнести. Они не перестают быть людьми: смеются, дурачатся, выделываются, боятся, поют, влюбляются… Нам показывают, как взрослеет молодежь, только что вышедшая из-за школьных парт или из стен консерватории. Здесь все солдаты армии и здесь нужно воевать. Получив такое напутствие в какой-нибудь другой эскадрильи, молодежь испугалась бы не на шутку, но она попала к Маэстро. Шутки, пляски, песни — с таким оружием идти на врага намного легче.

Белое солнце пустыни
Трогательная история о бойце Сухове, воплощении настоящего воина — он любит свою Родину, верен любимой женщине, мечтателен. Он справляется с любыми проблемами, не проливая напрасно даже кровь врага, добросердечен к окружающим. Спокоен, профессионален и мудр. Образ настоящего мужчины. Все персонажи фильма несут определенный смысл: Абдулла — воплощение корыстолюбивого зла, Верещагин — символ не только честного служения делу и Отечеству, он еще и разрывается между долгом воина и желанием сберечь семейный очаг. Саид — воплощение восточного спокойствия, преданности, мужественности. Картина, фразы которой растаскали на цитаты, обязательна к просмотру для каждого любителя не только советского кино.

Неуловимые мстители (трилогия)
Идеалистическая картина, которая добавляла красок советскому детству. У Эдмонда Кеосаяна получилось снять настоящий вестерн, который смотрится не хуже знаменитой «Долларовой трилогии», но в то же время как-то ближе по духу нашему человеку. Неважно, что многие элементы картины были напрямую позаимствованы у Запада. «Неуловимых мстителей» получился этаким вестерном для подростков: в главных ролях дети, которые сражаются с бандитами, а не «белыми», и делают это из личных побуждений, а не в погоне за мешком с деньгами.

А зори здесь тихие
Фильм о том, что война пройдется по каждому. В картине Станислава Ростоцкого это показано на конкретных примерах: старшины Васкова, девушек-зенитчиц, жителей разъезда — война катится катком, сминая, давя, пригибая к земле. Женщина не предназначена для войны, но порою не остается выбора. У всех девушек была надежда на светлое будущее — кто-то мечтал о большой любви, кто-то о семье и работе, а кому-то просто хотелось закончить институт, у каждой была своя мечта, но война отняла и жизнь, и надежду.

Блокпост
Неожиданное кино для этого списка. Потому что про Кавказ — относительно недавнюю войну. Одинокий блокпост в позабытом ауле, война где-то далеко — казалось бы, отпуск для солдата. Но война не закончилась, она продолжается, и об этом бойцам напоминает снайпер. Это кино про «войну наизнанку» без излишнего пафоса, героизма и превозмогания. Таких военных фильмов мало, поэтому то их и стоит смотреть.

Кукушка
Еще одна картина Александра Рогожкина, на этот раз — о Великой Отечественной. Фильм о человечности, о войне без войны. «Кукушка» несет в себе невероятный пацифистский посыл, сравнимый разве что с «Жизнь как чудо» Кустурицы. Рогожкин в своих картинах делает практически то же самое, что Гоголь в «Мертвых душах». В этом фильме в первую очередь надо смотреть на героев, их характер, эмоции, взаимоотношения, а потом уже на войну.