Политехнические скрепы: “за” и “против” храма в КПИ

В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной , учёные секвенируют ДНК неандертальца  и борются со старением, дети со всего земного шара всё так же верят в Деда Мороза, Папа Римский выдаёт индульгенции в твиттере, а меценаты строят церкви.

На примере церкви в КПИ мы попытались разобраться в том, почему религия старается не отставать от современного мира, и почему ей это не всегда удаётся.

Мы должны уважать религию ближнего, но только таким
же образом и настолько же, насколько мы уважаем его
мнение о том, что его жена — красавица,
а его дети — вундеркинды.
Ричард Докинз

Задайте себе вопрос: что такое церковь? Какие образы возникают у вас в голове, когда вы над этим задумываетесь? Скорее всего, вы представите себе один из двух вариантов. Возможно, церковь для вас — это красивая архитектура и иконы, вызывающие благоговение, свечи, таящие в себе чьи-то просьбы ко Всевышнему, и священник, совершающий высшее таинство вместе с группой прихожан. А может церковь — это пафосное помещение, безвкусно забитое золотом, наполненное мрачными людьми, и непременно с кассой, где можно купить ту самую свечку и другую божественную атрибутику.

 

Оба образа в чем-то близки к истине. Для верующих это место всегда имеет мистический смысл, для атеистов же церковь — просто ещё одно здание, которое, попусту тратя своё время, посещают люди из первой категории. Атеисты и верующие мирно сосуществуют, но только до тех пор, пока атеист не заходит в церковь, или пока верующий не ставит крест у порога атеиста.

 

Многие столетия церковь имела монополию на мораль. Церковь указывала, что людям стоит делать, чего делать не следует, а за послушное поведение обещала им то, чего в земной жизни они никогда не могли получить. Многие из средневековых предрассудков были перенесены в нашу современную жизнь под видом устоявшихся этических норм и даже законов.

 

Полтысячи лет тому назад польский астроном Николай Коперник составил свою гелиоцентрическую систему мира. Посвятив этой работе всю жизнь, учёный (на самом деле первый учёный в современном смысле этого слова — владеющий несколькими науками и использующий их в различных комбинациях) так и не смог связать все свои расчёты и теории воедино и выстроить окончательную систему. Но его работа, его желание выходить за рамки церковных учений и ставить под сомнение устоявшиеся “факты” дали сильнейший толчок развитию науки. Именно тогда церковь начала постепенно терять контроль над образованием, потому главное различие между религией и наукой состоит в том, что религия говорит вам: “всё состоит именно так”, а наука добавляет к утверждению всего одно слово: “почему?” В итоге годы спустя, люди сражаются за территории, наука — за умы людей, и церкви остаётся лишь душа.

Религия — неважно, старая или новая, — прославляющая открытое современной наукой величие Вселенной, вызывала бы восторг и почтение, которое и не снилось традиционным культам.

Ричард Докинз

Так почему же при этом религия и церковь остаются сегодня такими востребованными? Почему наука и общественная мораль не могут вытеснить или хотя бы трансформировать религию? Давайте посмотрим на фото с открытия церкви в КПИ:

Фото с открытия церкви. Фотограф: Александр Дворецкий

Как верно подметили студенты в социальных сетях, актуальность церкви для молодых людей очень сомнительна. Как один из главных консервативных институтов общества, церковь естественно привлекает людей старшего возраста. Со временем людям становится труднее учить что-то новое, труднее бросать вызов, труднее задавать вопросы. Да и мысли о вечном все ближе. С возрастом человеку всё больше хочется покоя и стабильности, и это именно то, что церковь может ему предложить.

 

Но ведь университет традиционно считается территорией студентов. Чем могут древние обряды заинтересовать молодого человека, тем более — живущего в третьем тысячелетии? Сегодня рядовой студент с помощью простого устройства в своем кармане может в мгновение ока получить буквально любую информацию, когда-либо произведенную человеком. Мы живем в эпоху высочайших технологий, наше понимание мира продвинулось до недостижимых раньше границ, буквально все белые пятна, которые раньше объяснялись божественным промыслом, уже давно исследованы и описаны наукой. Какое место в информационном обществе может быть отведено верованиям, зародившимся в эпоху родоплеменного строя?

 

Именно поэтому слова Филарета, сказанные на открытии церкви о религии, науке, а затем и эволюции были восприняты студентами так неоднозначно. Впрочем, смотрите сами:

Студенчество — это оптимальное сочетание здорового консерватизма и здоровой революционности. Лучшего не придумали за несколько тысячелетий.

Андрей Никитин

Общество, и особенно самая активная его часть — студенты — понимает, что мир изменился, и религия уже давно не может быть главным морализатором. И именно поэтому большинство студентов (отбросим воинствующих атеистов и рьяных верующих как крайние случаи) воспротивились установке церкви уже на этапе анонса. Университет для студента КПИ — это оплот здравого смысла. Это место, где можно и нужно бросать вызов предрассудкам, строить смелые теории и изучать мир самостоятельно. Церковь же с её древними традициями и обрядами не способна дать ничего этого.

 

Но не стоит забывать и о том, что религия может удовлетворять одну из важных потребностей человека — она способна утешать. Церковь не может быть вычеркнута из жизни вообще, пока она может служить инструментом утешения: там можно покаяться, поделиться своими переживаниями и получить фактически профессиональную психологическую помощь. Именно там, в спокойной и умиротворяющей обстановке можно подумать и принять сложное решение.

Часовня в MIT

Мы попросили двух КПИшников с диаметрально противоположными позициями озвучить по 5 тезисов за и против храма в кампусе КПИ.

 

Евгений Бульда, пресс-секретарь КПИ

1. Тезис о героизме
Храм посвящён всем тем, кто отдал жизнь за независимость Украины и продолжает за неё бороться. В условиях сегодняшнего национального подъема поддержка церкви очень важна для верующих людей.

2. Тезис о единстве
Храм межконфессиональный — это символизирует единство. Впервые на освящении храма присутствовали представители пяти разных конфессий.

3. Тезис о традиции
Возрождение традиций КПИ, сформировавшихся ещё во время открытия университета — тогда в КПИ действовала университетская церковь, которая была духовным уголком для всех сотрудников и студентов.

4. Тезис об ответах
Возможность найти ответ на сложный вопрос, когда человек попадает в глухой угол. Именно в церкви некоторые люди решают свою дальнейшую судьбу и находят ответы.

5. Тезис о независимости
Ещё одно проявление лидерства и независимости КПИ, ведь не просто так этот храм, как символ единства и нашей благодарности тем, кто сложил жизнь за Украину, построен именно на территории нашего университета.

Геннадий Новиков, преподаватель философии в КПИ

1. Бытийственный аргумент
Бога нет. “На протяжении веков Бог и боги упоминались тогда, когда человек (обыватель, философ, учёный) встречался с непонятными явлениями или именем Бога пытался одобрить/осудить определенные моральные и социальные нормы и порядки. Богом объявляли гром и молнию, Бога объявляли виновником всех необычных и ещё не объяснённых наукой явлений. Этот Бог для невежественных или не вполне учёных верующих выполнял неблагодарную функцию затычки к дыре неизвестного. Наука одну за другой вырывала эти богозатычки. Но есть и всегда будут пробелы в области научных познаний. Вот на этих пробелах научных знаний и пытаются поспекулировать защитнички существования Бога”.
(Евграф Дулуман — советский и украинский религиовед и философ, кандидат богословия, доктор философских наук, профессор КПИ)

2. Политический аргумент
В стране война. Сюжетов, разделяющих общество, и так более чем достаточно. Создание, фактически своими руками, очага нестабильности в главном вузе страны — весьма сомнительная затея. Помимо вопроса об уместности религиозного учреждения в учреждении образовательном (вера vs разум), есть еще проблема внутриконфессиональных отношений (КП vs МП): несмотря на декларируемую межконфессиональность, приоритет отдан одной из церквей. Это, очевидно, несет потенциальную угрозу для спекуляций каждой из сторон.
Кроме того, непременно возникнет вопрос о том, что не только христиане имеют право на церковь, но и мусульмане на мечеть, буддисты на дацан, последователи ЛММ на что-то свое. Об интересах людей, не верящих в Бога, речь не идет. Они просто не учитывались в процессе принятия решения.

3. Юридический аргумент
Украина — светское государство. “Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная” (Статья №35 Конституции Украины). “В Университете запрещается деятельность политических партий, движений и религиозных организаций” (Пункт №7 Устава НТУУ “КПИ”).

4. Демократический аргумент
А обсудить? Решение о строительстве храма принималось без необходимой в таких потенциально “взрывоопасных” случаях широкой общественной дискуссии. Трудовой коллектив просто был поставлен перед фактом. Быстро решили. Быстро построили. Мол, не сносить же.

5. Прецедент МИФИ
В 2010 году в главном ядерном институте РФ был открыт домовой храм (без предварительного обсуждения с трудовым коллективом). Через 2 года там же была создана кафедра теологии (без предварительного обсуждения с трудовым коллективом). Страсти вокруг этого события не утихают до сих пор. Среди прочего, более 100 академиков РАН выразили озабоченность нарастающей клерикализацией общества.

Верить или не верить — решайте сами
С божьей помощью, Паша Поцелуев